Основной
целью воспитательной работы в нашей школе
является воспитание и развитие свободной личности,
ориентированной на вечные ценности: Человек, Семья, Отечество, Знания, Труд,
Культура, Мир; Обогащение научными знаниями; физически развитой; готовой к
созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
**Для достижения этой цели необходимо решить
следующие задачи:
1. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознание активного гражданина, воспитание детей в духе свободы и личного достоинства;
Воспитание уважения к истории и культуре своей страны,
формирование гордости за отечественную историю, народных героев, сохранение памяти
поколений в памяти потомков.
2.Воспитание трудолюбия.
3.Формирование потребности здорового образа жизни. Создание условий для физического развития учащихся.
4.Поддерживать и расширять систему дополнительного образования в школе
5.Создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей, развитие художественного (эстетического) потенциала личности (организация праздников, конкурсов,
творческих декад);
**Содержание воспитательной и внеурочной деятельности.
Школой был разработан план воспитательной
работы, который согласован с психологом, медиком, физруком школы. План
утвержден администрацией школы.
Особое место в воспитательной работе школы было отведено формированию
патриотического сознания, пропаганду семейных ценностей, формирование духовно –
нравственных качеств, создание непрерывной и устойчивой системы формирования
навыков ведения здорового образа жизни.
Класс комплектов 11. Классные руководители 5,10классов сменились,
что болезненно сказывалось на коллективе учащихся. Классными
руководителями с 1 по 11 классы создаются условия для выявления и развития
способностей детей, саморазвития, самоопределения и самореализации;
организуются разнообразные мероприятия творческой, личностно и общественно
значимой деятельности. При выборе форм учитываются возрастные, физические
особенности. Основу составляют мероприятия познавательного характера. В классах формируются свои традиционные праздники: день именинника, день рождения класса.
Классные часы направлены на:- формирование
социально ценных отношений, правовых знаний ;
- становление и развитие коллектива в целом ; - профилактику правонарушений.
Классные руководители создают условия для развития
компенсаторно-развивающей среды, для усвоения воспитанниками коммуникативных
форм поведения.
Одна из главных задач в 80% воспитательных
планов - здоровье детей и здоровый образ жизни. Включены профилактические,
информационные, спортивные и туристические мероприятия.
Основу взаимодействия классных руководителей и
родителей составляют:
-взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного
процесса;
- взаимопомощь в решении сложных проблем;
- совместный анализ результатов деятельности и определение перспектив в
работе с классом, с отдельными учащимися их родителями;
-включение родителей в процесс самоуправления школы, класса.
-Начало учебного года прошло под единым уроком: «Один народ, одна страна, одна судьба».
Каждый классный руководитель подготовил и провел урок 1 сентября. «О, Казахстан
мой – это ты!», «Моя Родина
–Казахстан», устный журнал: «Наша Родина»,
интеллектуальная игра: «Символам мира,
созидания », «Я- гражданин», оформлены
тематические выставки, классные уголки на тему . Интересно прошли уроки классных руководителей – Васильевой С.А.,
Аникеевой Л.Г., Гайдым Н.А., Жахиной Н.К., Рыжковой Н.Н.
- Стало доброй традицией проводить в первую неделю сентября под девизом: «Я, ты, он, она – мы здоровая
страна» . В этом году интересно прошли соревнования по футболу среди юношей и
девушек 8—11кл. Были проведены весёлые
эстафеты среди учащихся начальных классов. Был оформлен тематический стенд,
организованы беседы, просмотр видеороликов. И конечно фестиваль здоровья
завершился общим забегом на Президентскую милю. Участие приняли все учащиеся,
учителя, родители.
-В сентябре прошло заседание актива ДО «Жас Үлан», на котором был
избран актив, составлен план работы, ,
выпуск газеты «Школьный вестник».
Реализация плана «Тимуровское движение», участие в районных
мероприятиях, конкурсы рисунков, плакатов, викторин. Шулепова Любовь ученица 8
класса - является президентом ДО.
-С 2 по 6 сентября были проведены оперативно – профилактические мероприятия «Внимание Дети». Проведены классные
часы: «Пассажиром быть не просто», тестирование «учащихся: «Дорожная азбука»,
подготовлен анализ. Интересно прошла игра –КВН: «Школа юных инспекторов»
-Мероприятия по антитеррористической защищенности были проведены согласно плану. Администрацией школы определен пост и
дежурный, который строго следит за пропускным режимом посторонних в школу.
Проведено родительское собрание: «Терроризм угроза обществу». Организатором и
психологом школы проведены уроки – тренинги на тему: «Как обезопасить свою
жизнь», «Компьютерная защита», «Виртуальное общение»
Начиная с 10 октября, прошел месячник по профилактике
и борьбе
с преступностью среди несовершеннолетних Максимовской СШ. Согласно разработанному плану прошли
следующие мероприятия: Правовые уроки:
«Мои права», диспут: «Воспитание волевых качеств», круглый стол: «Прежде чем
сделать, подумай», уроки здоровья: «Алкоголь и его последствия». К такой большой и серьезной проблеме были привлечены и родители, прошло родительское собрание: «Вредные привычки и их последствия».
В школе нет проблем с правонарушениями, случаями употребления алкоголя
или наркотиков. Незначительные проступки совершаются, наверное, как и везде, но
они тут же фиксируются. Проводится работа с самими учащимися, классными
руководителями, по необходимости привлекаются родители ученический совет школы.
Под постоянным контролем заместителей директора, классных руководителей
находятся учащиеся, требующие особое
внимания. Это отстающие ученики, ребята, у которых возникают какие-либо
трудности в общении со сверстниками или взрослыми. Иногда, чтобы помочь ребятам
в решении их проблем, бывает достаточно
одной задушевной беседы. И сами ребята ценят такую помощь, и родители бывают,
благодарны за внимание к их детям. На
Внутрешкольном контроле состояло 4
учащихся, в течение года проводились заседания «Совета профилактики», на
конец года 1 уч-ся были сняты с учета. Большая работа проведена социальным
педагогом – Жандавлетовой А.Г. На особом контроле находились весь год ученики Насибулин Андрей ( 9кл), Занько Денис
(10кл) кл. Терехин Влад (9кл) (регулярные прогулы),, Богачев Артем (отстающий).
Классными руководителями Сластен С.Н. и Тупик К.В.. и далее вести работу по
профилактике правонарушений в своих классах.
В начале этого учебного года велась большая работа по
формированию у детей потребности здорового образа жизни:
-Школьные соревнования по волейболу и пионерболу, дартцу;
-Участие в районных соревнованиях по волейболу и футболу;
-Участие в соревнованиях по настольному теннису, шахматам, шашкам ;
-Школьные соревнования «Веселые старты»; «Папа, мама, я- спортивная семья»,
-Соревнования по шорт-треку и хоккею, лыжным гонкам.
В школе особое значение придавалось повышению
двигательной активности учащихся, как в урочное время, так и при дополнительных
занятиях. В школе работает секция по
волейболу и баскетболу.
Начиная с сентября, ежедневно проводилась утренняя гимнастика до уроков в начальных
классах. В помощь учителям были назначены учащиеся, ответственные за
организацию утренней гимнастики, которые подготовили комплекс упражнений.
Работа будет продолжена.
Особая роль отводилась системе
тематических классных часов, лекции, бесед, формирующих потребность в
валеологических знаниях и умениях, создающих условия для организации здорового
образа жизни.
Оформлены тематические стенды о вреде табака, алкоголя, наркотиков.
Начиная учебный год учителя, старались уделять большое внимание воспитательному
потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся,
воспитания. В школе традиционно проходят предметные недели, на которых дети
раскрывают свой творческий потенциал. Декады казахского, русского и английского
языков, химии, биологии, истории, естествознания проходили организованно, чему
способствовала четкая их спланированность, охватила более 140 учащихся школы,
активных участников, и практически всех детей, принявших участие в
разнообразных видах игр, интеллектуальных турниров, олимпиадах, праздников,
открытых уроков и др.
В школе была создана добровольческая бригада
по профилактике дорожно-транспортного травматизма: «Светофорик» 6 класс и
дружина юных пожарных: «Искорка»4-5 классы.
**Работа добровольного школьного клуба «Адал Урпак»
В целях создание условий в школе для становления и
развития высоконравственного, ответственного, инициативного и социально
компетентного гражданина и патриота в
Максимовской СШ создан добровольный школьный клуб «Адал ұрпақ». Члены клуба,
учащиеся 6-10 классов.
Программа работы клуба заключается в формировании
антикоррупционной культуры в школьной среде в контексте духовно-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания в соответствие Концептуальными основами
воспитания и определяет порядок проведения воспитательной работы, который
включает в себя организацию воспитательных мероприятий антикоррупционного
характера для детей, которые обучаются по программам начального, основного
среднего, общего среднего образования.
Руководители клуба являются учителя истории Рыжкова Н.Н. и Лосева Т.П.
Определены цели и задачи клуба, составлен план работы
клуба «Адал ұрпақ» на 2016-2017 учебный год.
В марте творческой группой клуба «Адал Ұрпақ» организован школьный уголок «Парасатты
адам», главное предназначение которого - воспитание гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, нравственным
чувствам и этическому сознанию, культуре неприятия коррупции. Материалы уголка
«Парасатты адам» регулярно обновляются ценной информацией.
В апреле
месяце среди учащихся среднего звена проведены классные часы «Сыбайлас
жемқорлыққа қарсы күрес», а для учащихся начальных классов - «Мои права».
В конце мая месяца по плану «Алал урпак» был проведен круглый стол среди
учащихся 9 классов на тему «Антикоррупция в гражданском обществе».
За круглым столом были обсуждены проблемы коррупции в гражданском обществе и
решение их ликвидации. Мероприятие провели организатор школы –Солодилова Т.М. и
учитель истории Рыжкова Н.Н. , гостем данного мероприятия был участковый села.
Мероприятие прошло на должном уровне, дети узнали много интересного и полезного.
**Реализовать
творческие возможности и способности учащихся в рамках школы проходит
при проведении следующих праздников:
- Праздник 1 сентября –проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной
линейки присутствуют учащиеся всех классов. Праздник для первоклассников
готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их
творческих способностей. Руководил работой
кл.рук. Жахина Н.К.
-День пожилого человека
проходит в теплой атмосфере, приглашаются аксакалы, ветераны труда. Прошел урок
мудрости для старшеклассников 10-11 кл.
– День Языков прошел фестиваль песен народов Казахстана:
«Под единым шаныраком», устный журнал: «Абай и Пушкин – два светила» и др.
-Танцевальный марафон
уже три года подряд мы в школе проводим большой танцевальный фестиваль:
«Танцуют все!», начиная с 3 по 8 классы команды принимают участие в конкурсе
танцев. Фестиваль проходит в 2 тура, по итогом определяем победителей по разным
номинациям. Это мероприятие привлекает и
учащихся и родителей.
- Концерт, посвященный Дню Учителя готовили
выпускники 11 класса, которые поразили всех учителей юмором, танцами и
поздравлениями.
- Проведение «Осеннего бала» для начальной школы проходил в очень теплой и
дружественной обстановке. Интересно прошли вечера и в старших классах. 9 клас
подготовили мероприятие в старшем звене
в форме осеннего КВНа. Руководил ими Тарасенко О.Р.,Лосева Т.П..
-Встреча с ветеранами труда, первоцеллиниками проводим каждый год осенью. Это
способствует воспитанию уважительного отношения к сединам, труду, воспитанию
-1 декабря День Первого Президента. Праздник
новый, но значимый. В рамках празднования провели классные часы: «Наш президент
с удивительной судьбой», «, Школьный форум «Қазақстан жасанын» , спортивный праздник «Дети Казахстана выбирают спорт»
собрал и учащихся и родителей.
-16 декабря –День Независимости прошел праздничный концерт: «Мы будущее
Казахстана». Приняли участие учащиеся 1- 11 классом. Каждый класс подготовил
музыкальные номера, танцевальные. Классный
руководитель 5,6класса подготовили
яркие выступления своих детей. Учащиеся 9,10классов были слабо
подготовлены руководителям Рыжковой
Н.Н., Холопцевой Г.В., Жахина Н.К.. необходимо больше работать с классным
коллективом.
- Новогодний спектакль –проходит в нетрадиционной форме. Учителя пишут сценарий и сами
играют на сцене, привлекая старшеклассников. Это позволяет сблизиться друг с
другом и наладить дальнейшее сотрудничество. Уже стало доброй традицией в
детском саду готовят новогодний утренник вожатые 9 класса ( кл.руководитель
Тупик К.В.), в среднем звене ученики 7
класса (Н.К.Жахина) , в старших классах вечер готовят ребята 10 класса (Сластен
С.Н..) Нужно отметить, что новогодние программы подготовлены классами в этом году
отличались. Они были содержательны, ярко оформлены.
-Построение Снежного городка и катка проходит всей школой. Каждый класс готовит свою
фигуру снежную, родители помогают. По завершению строительства городка подвили
итоги конкурса на лучшую фигуру. Были отмечены классы 6,7,8,11 как самые дружные,
их работа была отмечена грамотой и подарком. Школа получила районную грамоту в
номинации «Оригинальная идея» в создании снежного городка
-Игра Дебаты в течение учебного года
провели пять игр в школе на темы: «Туризм приносит больше
вреда, чем пользы»6-7, «Сотовый телефон –друг, или враг» - 8-9кл, «В городе
жить лучше, чем в деревне» -4-5кл., Игра увлекает ребят, помогает правильно
вести спор, отстаивать свою точку зрения.
-Конкурс строя и военной песни
– это мероприятие всегда проходило 6 мая,приуроченное к 25
летию Вооруженным Силам Казахстан. Каждый класс – взвод готовит марш военным
шагом и исполняют военную песню. Участие принимают с 0 по 11 классы.
-Митинг к 9 мая
это обязательное мероприятие, где школа главный участник.
- Концерт – напутствие для выпускников – это еще одна новая традиция школы. В
конце учебного года для выпускников готовить концерт. Каждый класс готовит свои
пожелания, напутствия выпускникам.
Начиная со второго полугодия, вся
воспитательная работа была направлена на проведения мероприятий патриотических
мероприятий по знаменательным датам: 72-летие Победы в ВОВ, 25 летию
Вооруженным Силам Казахстан, 25 лет Символам РК.. Были составлены планы по этим
датам, в кабинетах и классах оформлены тематический выставки. Мероприятия проходили
как по классам, так и большие общешкольные:
Провели неделю военной песни: «А песня готова в бой», приглашенный ветеран – Черевко Г.Я.; Военная эстафета: «Молодость, отвага, честь»; Конкурс
рисунков «Когда была Война»; Конкурс сочинений: «Что я знаю о своём
прадеде»; Конкурс чтецов «Когда была Война»;
Тематические уроки: «Дети блокадного Ленинграда»;
Военно спортивные состязания» Жас Ұлан»;
Проведена военно-спортивная игра: «Служу Отечеству»;
Открытие обновленной доски
памяти: «Н.И.Колбасов»;
Проведена акция: «Голубь мира»;
Проведена большая
работа школьного музея – руководитель Рыжкова Н.Н.
Тематическая неделя: «Под единым
шаныраком»;
Праздник: «Масленица»; Общешкольный концерт к празднику «Наурыз»;
Проведены классные часы:
«Казахский праздник весеннего равнодействия»,«Культура Казахстана:
традиции, обычаи и обряды»,«Большая семья Казахстана; Проведен конкурс рисунков: « Наурыз – просыпается
степь, Наурыз – оживает природа».
**Работа по выполнению закона «О языках в Республике Казахстан»
Введение
государственного языка.
-Внеклассная работа.
Учащиеся
принимали участие в республиканских, областных и районных конкурсах.
Районный
конкурс олимпиада: «Әнші-бұлбұлдар» - 2 место –Есламбек Назгуль (8кл),Головко
Марина, 3 место –,Ескенов Маулен (9кл).Руководитель – Жуманова Н.А., Жахина
Н.К.
.Районный конкурс: «Абаевские чтения» - 1 место –Шулепова Любовь ( 8 кл). Шулепова Любовь приняла участие в областном
туре :Абаевские чтения», где была отмечена сертификатом.. Руководитель –
Жуманова Н.А.
Аудандық шығармашылық байқауы. 2017жылдың
13 сәуірінде Балкашино орта мектебінің қабырғасында шығармашылық байқауы отті.
Біздің мектептен 5 оқушы, 1 тәрбиелегуші қатысы.
«Музыкалы қонақжай» номинациясынан дайындық тобы оқушысы Жаркова Маргарита -3
орынға,4-сынып оқушысы Солодилова Анастасия -2 орынға иеленді.
«Әдеби көркем
оқу» номинациясынан 2-сынып оқушысы Кулис Кирилл-3 орынға,Волотковский Артем -3
орынға, ,7 сынып оқушысы Малофеева Елена -2 орынға иеленді.
«Театырылынған
қойылым» номинациясынын
шағын-орталығының тәрбиеленушісі
Ломидзе Родион – 3 орынға иеленді.
Оқушылар ән,
өлең,мақал-мәтелдерді жатқа айтып,әртүрлі мәтіндерді аударды. Ең соңғы тапсырмада
балалар әртүрлі тақырыптарға диалог құрастырды.Руководители –Кошановава Н.А.
Нурмагамбетова А.Б., Жахина Н.К., Жуманова Н.А.
8.«Әнші балапан»
- районный конкурс 3 место Ломидзе
Родион (4года).Руководитель Кошанова Ж.Е.
9.Районный конкурс рисунков: «Я рисую Казахстан»
1 место – Холопцева Настя. (5 кл), 3 место – Рахимжанова Дильназ (6кл) .
Руководитель – Солодилова Т.М..
**Свидетельством
эффективности воспитательной работы в Максимовской СШ являются:
**Учащиеся
нашей школы этого учебного года
участвовали в районных мероприятиях:
·
1.Кубок – КВН . команда «Смайлики» (4класс)
в двух играх (осень, зима, весна), где
заняли соответственно 4,2места и
номинацию «Юные участники»,
·
Команда
КВН «Максимум» (5-9кл) приняла участие в
отборочных турах г.Атбасар, г.Кокшетау где показала 1,2места. В областном
фестивале КВН, выступили в финале
в п.Боровое и заняли 2 место.
·
2.Дебаты
– наша команда стала призером в районной игре. Ребята любят эту игру -Женесова Д., Жаркова Ю., Анафина Д.
·
3.Конкурс
рисунков – наши маленькие художники заняли призовые места ( 1,3 и номинацию:
«Творческий потенциал») Солодилова Анастасия, Гельд Нелли
·
4.Приняли
участие во всех районных тематических круглых столах – учащиеся5,7,8 классов.
·
5.
В «Абаевских чтениях» наша ученица 8 кл. заняла 1 место – Шулепова Л., в
областном конкурсе получила сертификат за участие.
·
6.В
республиканской соревнованиях по баскетболу юноши заняли 3 место.
·
7.Республиканский
конкурс вокалистов – инструменталистов -3 место Михайлева Н.
·
8.В
конкурсе научных проектов – областной конкурс – приняла участие Бакланова
Наталья, где получила сертификат, в районный конкурс – 2 место Женесова Диана
(9кл)., сертификаты за участие – Онищенко О. (2кл) и Васельцов А. (3кл)
·
9.Районный
конкурс школьных ассамблей – наша школа
представляла казахскую национальность –
заняли 3 место, и получили возможность
бесплпно побывать в лагере «Сункар».
·
10.Военно
–патриотический клуб «Сарбаз» завоевал
кубок и 3 место, получили награды индивидуально в шести
номинациях.
·
11.1
место клуб «Сарбаз» завоевал в районном,
военизированном кроссе.
·
В
нашей школы торжественно были приняты в ряды 12 учащихся «Жас Қыран» и 8 уч -ся в ряды «Жас Ұлан» .
·
В
конкурсе районных газет на тему школьного музея
- 3 место.
· В районном конкурсе «Фейс Арт» получили три места, как лучший художник –
Рахимжанова Д, лучший фотограф- Васина Анастасия, лучшая композиция – Павлухина
Анастасия.
· Приняли
участие и в районных конкурсах рисунков,
плакатов, фотографий.
· В
этом году работы школу можно было
проследить по страницам районной газеты: «Сандыктауские вести». 15 заметок о
мероприятиях, школьных победах, акциях
было напечатано в газете.
**Вывод:
·
-В
новом учебном году в рамках
гражданско-патриотического воспитания целесообразно продолжить создание условий
для формирования нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
Провести цикл классных мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности,
в том числе открытые классные часы. –Продолжить работу по
знаменательным датам продолжается
·
-Работа
в направлении ЗОЖ должна быть
продолжена, т.к. проблемы здорового образа жизни на сегодня актуальна.
·
Целесообразно
продолжить создание условий для развития творческих способностей учащихся, для
этого распределить ответственность за проведение праздников по отдельным
параллелям.
·
Исходя
из проделанной работы, хочется отметить, что не всеми классными руководителями
выполнены поставленные задачи.
·
Классным
руководителям необходимо:
·
1.
Больше уделять внимания индивидуальной работе с учащимися, с трудными детьми.
Непрерывно вести работу по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних.
·
2.
И дальше продолжать освещать дела школы на страницах районной газеты.
·
3.Усилить
работу родительского комитета
·
4.Продолжать
активизировать работу библиотеки.
·
5.Способствовать
работе вожатых.
·
6.Организовать
работу ДО «Жас Ұлан, Жас Қыран»
·
7
Необходимо начать работу методического
объединения классных руководителей, дабы повысить уровень знаний классного
руководителя современных подходов
воспитательного процесса.
·
В
связи свыше перечисленными недостатками необходимо их устранение,
предупреждение в следующем учебном году, так как основной задачей
педагогического коллектива является подготовка учащихся к самостоятельной
жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном
мире, способного найти своё место в нем, самостоятельно принимать решение,
выражать своё мнение, творчески мыслить.
**Роль классного руководителя в становлении личности
подростка.
Критерии оценки деятельности классного руководителя
Развитие человека
происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов,
которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Каждый
человек формируется и развивается в соответствии с врожденными
качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма
значительную роль.
Большое влияние на
развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья, ведь семья, можно сказать,
программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня хочется сказать о влияние классного коллектива на
развитие личности.
Человек постоянно входит в
какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной
из таких групп можно считать классный коллектив.
Коллектив влияет на
каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля
поведения и т.д. значительное влияние на развитие личности школьника оказывают
его взаимоотношения со сверстниками, что отражается в статусном положении
ребенка в классном коллективе.
Классный руководитель
поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе,
имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный
руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.
Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель
должен выполнить следующие задачи:
1. Создать условия
для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.
2. Обеспечить
педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.
3. Создать условия для
формирования навыков здорового образа жизни.
4.Создать условия для
социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.
5.Создать условия для
укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.
Классный
руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в
организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из
группы ребят одного плана работы недостаточна. Нужна программа воспитательной
деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива
должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме -
плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности.
Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в
работе классного руководителя. Большую роль в социальном становлении учащихся
играют и отношения со сверстниками. От этих отношений зависит возможность
адаптации и раскрытия потенциала каждого учащихся, а различные отношения
создают различные группы.
Классному руководителю
всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены классного
коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находились на протяжении
учёбы в школе. Конечно, классный руководитель не несет непосредственной
ответственности за успеваемость по тем предметам, которые ведут другие учителя,
но ему следует использовать возможности внеклассной работы для стимулирования
учебной работы учащихся.
Если классный руководитель содержательно и
умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию
учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды
труда и нравственно-эстетического воспитания, он тем самым будет способствовать
их эффективному личностному развитию.
Класс комплектов В Максимовской СШ -
11.
1класс –кл.руководитель Ганзюк В.А.
2класс –кл.руководитель Аникеева Л.Г.
3класс –кл.руководитель Васильева С.А
4класс –кл.руководитель Гайдым Н.Н.
5класс –кл.руководитель Лосева Т.П.
6класс –кл.руководитель Холопцева Г.В.
7класс –кл.руководитель Жахина Н.К.
8 класс –кл.руководитель Тарасенко О.Р.
9класс –кл.руководитель Тупик К.В.
10класс –кл.руководитель Сластен С.Н.
11класс –кл.руководитель Рыжкова Н.Н.
Классные руководители 5,10классов сменились,
что болезненно сказывалось на коллективе учащихся. Классными
руководителями с 1 по 11 классы создаются условия для выявления и развития
способностей детей, саморазвития, самоопределения и самореализации;
организуются разнообразные мероприятия творческой, личностно и общественно
значимой деятельности.
Сложные классы по дисциплине считаются – 8
и 6 классы. В этих классах много лидеров, слабое семейное воспитание, и конечно это сложный
гормональный процесс в организме ребят этого возраста. Это очень сильно
отражается на их поведении. Классные руководители этих классов постоянно ведут
работу по контролю и воспитанию этих
ребят. Проводятся родительские собрания, уроки – беседы, привлекается к работе участковый,
проводят рейды по домам. И конечно – это мероприятия, которые направлены на
воспитание моральных качеств, этических норм.
В классах формируются свои традиционные
праздники: день именинника, день рождения класса, поездки всем классом в театры, бассейны, походы
вместе с родителями.
Классные часы направлены на:- формирование
социально ценных отношений, правовых знаний ;
- становление и развитие коллектива в целом ; - профилактику правонарушений.
Классные руководители создают условия для развития
компенсаторно-развивающей среды, для усвоения воспитанниками коммуникативных
форм поведения.
Одна из главных задач в 80% воспитательных
планов - здоровье детей и здоровый образ жизни. Включены профилактические,
информационные, спортивные и туристические мероприятия.
Основу взаимодействия классных руководителей и
родителей составляют:
-
взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного
процесса;
-
взаимопомощь в решении сложных проблем;
- совместный анализ результатов деятельности и определение перспектив в
работе с классом, с отдельными учащимися их родителями;
-включение родителей в процесс самоуправления школы, класса.
Свидетельством успешности
деятельности классного руководителя являются:
Важно отметить, опираясь на эти критерии, работа классных руководителей нашей школы
ведется на хорошем уровне.
**Воспитание учащихся через организацию деятельности детских и молодежных
общественных организаций.
Большую работу по
патриотическому воспитанию, формированию гражданской активности выполняют
Детские общественные объединения.
В школе с 2012
года функционирует ЕДЮ Организации
«Жас Ұлан» в рядах
которых начиная с 5 по 11 классы уже
состоят 72 активиста
школы, в
«Жас Қыран» учащиеся с 2 по 4 классы -24 ребят.
В каждой организации избран свой актив,
составлен план работы. Это активисты школы, которые являются организаторами
проведения школьных, классных мероприятий.
Работа ДОО оказывает большое влияние на
становление подростка как гражданина, патриота и направлена на социальное
развитие личности. Большее внимание уделено на патриотическое воспитание,
которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами
гражданина – патриота Родины. К проведению этих мероприятий ребята подходят
очень ответственно. Лидером «Жас
Ұлан»
является – Шулепова Любовь ученица 10 класса.
**.Подготовка детей к жизненному и профессиональному самоопределению в
новых социально – экономических условиях
В
школе ведется просветительская профориентационная работа среди учащихся и
родителей по ознакомлению с возможностями профессионального самоопределения.
Проведены классные часы по темам «Выбор профессии и социально-нравственное
самоопределение», «Я объявляю своим делом». Организовывались выставки «Мир
профессий», «Справочник профессий». Для классных руководителей 9-11 классов
проведено заседание МО «Профориентационная работа в школе». Для родителей
старшеклассников проведено собрание «Выбор профессии и социально-нравственное
самоопределение».
**Работа с родительской
общественностью
и неправительственными
организациями.
Работа школы с родителями
и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может
оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием
стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество
родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.
Главная задача школы при этом – найти такое взаимоотношение с родителями
ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном
направлении, с минимальными психологическими затратами.
С целью повышения психолого-педагогических знаний
родителей в течение учебного года в школе проводились лекции , открытые уроки,
классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации. Вовлечены
родители и в учебно-вопитательный процесс - родительские собрания, совместные
творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы,
в управлении школой- родительский комитет школы, классные родительские
комитеты.
Работа с родителями организована и
в форме сотрудничества через родительский комитет. Избран состав родительского
комитета
:Лосева Елена, Закусилова Валентина, Шулепова Елена Онищенко Валентина Николаевна,Васильцов Олег Петрович
,Павлухина Роза Расифовна, Галета Тамара Николаевна, Сушко Наталья Сергеевна.
Составлен план заседаний
родительского комитета.
Сентябрь
1.О ходе реализации программы «Всеобуч»
2.Утверждение плана работы родительского
комитета на 2017-2018у.г.
Октябрь
1.О состоянии учёбы, посещаемости занятий
в 1-4 классах.
2.Правила поведения несовершеннолетних в
общественных местах.
Ноябрь
1.О состоянии учёбы, посещаемости занятий
в 5-7классах.
2.Организация дежурства по проверке режима
школьников.
Декабрь
1.О подготовке к Новому году.
2. О состоянии успеваемости, поведении
учащихся 8-11классах.
Январь
1.О выполнении программы «Всеобуч»
2.Рейды по проверке режима дня детей из
неблагополучных семей.
Февраль
1.Рейд «О правилах поведения детей и
подростков в общественных местах»
2 «Интернет, как обезопасить детей»
Март
1.О работе по профориентации выпускников
школы.
2.Состояние работы по нравственному
воспитанию школьников.
Апрель
1.О летнем отдыхе.
2.Организация летней трудовой четверти.
Май
1.О результатах проведённых выпускных
экзаменов.
Итоги ученого года.
2.Организация ремонта школы.
Для профилактической и
просветительской работы с родителями был создан лекторий для родителей «Школа
семейного воспитания». Родительский лекторий позволяет создавать более
комфортную обстановку для жизнедеятельности учащихся, для организации досуга
учащихся, воздействия на личность ученика без физического или психического
давления, родительский лекторий ставит перед собой цель научить родителей быть
родителями – воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о
многообразии мира ребенка, о его особенностях.
Родительский лекторий
дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях
детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с
ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих
детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить
прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления. В течение года
проведены лектории «Психология семейных отношений», «Конфликты в семье», «Роль
семьи в развитии личности ребенка», «Возрастные особенности», «Основные виды
нарушений в семейном воспитании», «Психологические проблемы воспитания детей в
неполной семье», «Влияние асоциального поведения родителей на развитие личности
ребенка».
Для учащихся в течение года проведены классные
часы «Путешествие в прошлое моей семьи», «Мечты о будущем», «Мы будем вечно
вспоминать ту женщину, чье имя –Мама»»; беседы «Моя семья», «День семьи». Ко
Дню семьи в рекреации на первом этаже оформлена выставка «Международный день
семьи».
В течение учебного года проведены родительские
собрания «Общение взрослых и детей в семье», «Что такое Суицид и как с ним
бороться?», «Делинквентное поведение подростков»
**Организация летнего отдыха и оздоровления детей.
Разработана полная программа организации летнего отдыха с
учетов количества и контингента
учащихся, ответственных, сроков проведения.
Название программы - «
ЛЕТО- 2017»,
идея
программы: «Сделай лучше, узнай больше,
живи ярче!»
Направления программы:
1.Трудовое «Я
- Созидатель», цель: воспитание чувства собственной значимости
от результатов своего труда. Форма работы по трудовому направлению, созданы бригады.
-бригады
по благоустройству и озеленению территории школы под названием: «Муравейник» (работа на пришкольном
участке, уход за саженцами, цветочными клумбами). Всего бригад
10, от 8до 10 учащихся в каждой
бригаде. Работают по 8 дней каждая. Каждой бригадой руководит 1 учитель.
Охват этой работой 83 уч-ся
4, 5,6,7,8 классов.
«Муравейник» будет работать с 26 мая по 30 августа.
-ремонтно
- строительная бригада под названием: «Трудовой десант» ( работа по очистке
пляжа, покраска цветочных клумб,
построение площадки для проведения военных эстафет). Бригад две,
состоит из 7 юношей 9,10 класса. Руководить работой Савин Ю.Н. – учитель технологии. Работает с 2 по 30 июня. Девушек – 11, руководят
работой классные руководители – Тупик К.В., Сластен С.Н.
2. Патриотическое «Я - Казахстанец», цель: воспитание
патриота – гражданина нашей Родины через участие в военно-полевых сборах.
В сборах, которые прошли в п.Каменка
приняли участие 4 юношей
10 класса. Руководил работой
Савин Ю.Н. – учитель НВП.
4
девушек 10 класса занимались мед.подготовкой с медиком школы – Гайдым И.А.
3.Социально-педагогическое
«Я - Личность», цель:
формирование личностной культуры,
развитие у ребят камуникабельности,.
-отряд
юных вожатых: «Лидер». Отряд состоит
из 6 девчонок 8 класса. Работа этого
отряда состоит в том, чтобы оказывать помощь в работе пришкольной площадке,
организации походов, экскурсий, соревнований. Каждый сезон площадки проводят по
4 вожатых, руководит их работой старшие учителя вожатые. Согласно графику отрабатывают по 12 дней.
-«Школа Первоклассника», цель провести
адаптацию учащихся 1 класса до 1 сентября. Проработать организацию работы
класса, взаимодействие учителя и учеников. Руководит работой Гайдым Н.А..
Охват -15 уч-ся
4. Спортивное «Я- Чемпион», цель сохранение и укрепление здоровья детей,
ребята будут мотивированы на ведение здорового образа жизни.
Работает
спортивный лагерь: «Спорт резерв»в 1 сезона. Для учащихся 5,6,7классов с 5 по 15 июня. Руководит работой Жанабаев Р.С.. – учитель
физкультуры школы
5. «Творчество и инициатива», цель: развитие
творческой активности детей , создание условий для самореализации.
-пришкольная
площадка: «Летнее путешествие».
Площадка работает 2 сезона, каждый по 2 недели. Охват детей
0,1,2,3,4 классы – 64.
В
первом сезоне 1 отряд – 0, 1,2,3классы.
Во втором сезоне 1 отряд – учащиеся 1,2,3классов. Работой
руководят: Рахимжанова Б.А. и Рожанова
З.Л.помощники - вожатые из отряда «Лидер».
1сезон – с 1 по 15 июня, 2 сезон- с 16 по29 июня.
6. Культурологическое
«Я – Землянин»
цель:
воспитание уважения к родному краю, природе, людям, которые проживают рядом.
Воспитывать толерантное отношение к другим культурам и друг к другу.
- организован ПАЛАТОЧНЫЙ
ЛАГЕРЬ «Туртропа» три выезда по одному дню с ночевкой. Составляется план отдыха с привлечением родителей. (Июнь, июль).
Планируют отдохнуть в палаточном лагере
5,6,7,8,9,10,11 классы вместе с родителями.
**Проблемы системы воспитательной работы школы и пути их
решения.
Воспитание —
важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на
достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации
гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.
В связи с
этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или
школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если
перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или
школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят
взять власть в вопросе воспитания в свои руки.
Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в
последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли
не повлиять на социум.
Из-за нестабильного положения в государстве, отсутствия экономической
стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации,
социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни,
ухудшения экологической обстановки, падения нравственности большинство семей
оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких
условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной
социальный институт.
Во многих
семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
Проблемы воспитания в школе:
·
Во-первых,
школа не должна выполняет функции
«фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую
о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается
какое-то происшествие. Многие видят воспитательный процесс только как
средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
·
Во-вторых,
необходимо работать единого
педагогического коллектива. Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно
воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи, не будучи единым,
сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает
только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.
·
В-третьих,
отсутствие индивидуального подхода к ребенку. У многих педагогов индивидуальный
подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о
том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации
успеха при включении его в коллектив.
·
В-четвертых,
отсутствие хорошей дисциплины. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные
требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко
сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить
нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в
этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо
от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы
поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера,
воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.
·
В-пятых,
отсутствие системы наказания. Наказания могут быть совершенно разными. Это и
замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах
или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания необходимо соблюдать
принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный
поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет.
Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому нельзя допускать, чтобы все работники школы имели возможность наказывать. Необходимо сузить круг людей до
директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе.
·
В-шестых, отсутствие
единого коллектива учащихся школы. Необходимо создавать более качественное
школьное самоуправление, развивать и
дальше идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы
учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на
которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство.
Т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью.
Проблема
воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в
современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно
станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная
система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития.
Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и
самовыражение личности воспитанника и педагога.
_____________________Т.М.Солодилова
зам директора по ВР